Начальник бюро специальных технических мероприятий МВД России Алексей Мошков предложил ввести в интернете что‑то наподобие "фейс‑контроль", отказавшись от анонимности. "Зарегистрируйся под реальным именем, сообщи настоящий адрес ‑ и общайся, ‑ заявил он. ‑ Если ты ‑ честный, законопослушный человек, зачем прятаться?". Как это обычно и бывает в подобных случаях, под идею подвели объективную основу.
Генерал‑майор Алексей Мошков дал «Российской газете» свое первое интервью в должности начальника Бюро специальных технических мероприятий МВД России. Назначили его, кстати, летом.
Прежде всего генерал исходит из того, что социальные сети наряду с преимуществами нередко несут потенциальную угрозу устоям общества. В них организуются и ведут агитацию экстремистские группы. Про предстоящий митинг оппозиции в субботу, который организуется, в частности, через сеть он промолчал, а напомнил про события в конце прошлого года на Манежной площади.
Мошков считает, что есть вероятность в одночасье лишиться бесценного подарка цивилизации ‑ киберпространства. Объясняет он это так. Людям надоедает общаться с незнакомцами, когда на твою личную страничку заходит аноним и что‑то пишет. В том числе, всякие гадости. Обитатели сети объединяются в группы, участники которых лично знают друг друга в лицо, которых объединяют общие интересы. А это уже не совсем социальная сеть. И круг общения постепенно сужается. Однажды может наступить критический момент, точка невозврата, когда Интернет может быть востребован только как источник информации или инструмент деловой переписки. А вот выражать свои эмоции или высказывать мнение, например, по политическим проблемам станет просто бессмысленно. То есть выходит, что генерал себе противоречит. И получается, что личное знакомство убивает соцсети. Но это его не смущает, и он настаивает на том, что анонимность – зло.
И предлагает ввести в киберпространстве фейс‑контроль. Зарегистрируйся под реальным именем, сообщи настоящий адрес и общайся. Если ты ‑ честный, законопослушный человек, зачем прятаться?
Цензуры в Интернете нет, и за критику управление "К" никого разыскивать и арестовывать не будет, обещает Мошков.
На заявление генерала сразу откликнулись правозащитники, а именно глава центра «Мемориал» Олег Орлов. «Интернет сейчас - единственное реальное свободное пространство в информационном поле России», сказал Орлов. И на сеть, по его мнению, начнется мощная атака со стороны власти. "Еще несколько месяцев назад поднимали вопрос о том, что социальные сети ‑ это опасно, их необходимо поставить под больший контроль государства. Предлагаемая Россией идея международной безопасности, которая предполагает постановку интернета под значительно больший контроль государства, ‑ это боязнь властей "оранжевых революций", уверен Орлов.
И есть свежий пример, который подтверждает его мнение. В ЖЖ появилось сообщение о том, что ФСБ просит блокировать оппозиционные группы в социальной сети «В Контакте».
Один из пользователей обнаружил, что заблокирована группа Алексея Навального. И обратился в техподдержку. Ему ответил один из основателей «В Контакте» Павел Дуров. Он написал, что программисты меняют ради восстановления группы алгоритмы. Кроме того, он написал, что блокировать эту и другие группы просит ФСБ, но владельцы сайта принципиально не будут этого делать. Не знаю, чем это может кончиться для нас, но мы стоим, написал Дуров и разрешил пользователю цитировать себя.