Прямой эфир

Биеннале в Венеции: за закрытыми дверями

Здесь и сейчас
812
23:06, 03.06.2011
Сегодня здесь открылись международные павильоны. Наш культурный обозреватель Анна Монгайт сейчас находится в Венеции. Она покажет нам, что происходит за пока закрытыми дверями выставки.

Биеннале в Венеции: за закрытыми дверями

Биеннале современного искусства в Венеции идет уже второй день, пока правда в закрытом для посетителей режиме. Пускать простых смертных начнут только завтра.

Сегодня здесь открылись международные павильоны. Наш культурный обозреватель Анна Монгайт сейчас находится в Венеции. Она покажет нам, что происходит за пока закрытыми дверями выставки.

Монгайт: Это броский американский павильон мог бы стать символом 54-й Венецианской биеннале. Абсолютно аполитичный, посвященный настоящей красоте. Установлен беговой тренажер прямо на перевернутый танк, бежит спортсмен, гусеницы крутятся. Слева от меня огромная очередь в американский павильон, потому что там, как ни странно, банкомат. Он встроен в гигантский орган. Вставляешь карточку – и играет музыка. Тема 54-й Венецианской биеннале звучит так – иллюминации. Божественный свет искусства излучают 89 стран, это абсолютный рекорд для Венецианской биеннале. Действительно приехали все – даже те, у кого ни денег, ни сил: Египет, Ангола, например, даже Ирак. Интересно, что и Ирак, и Израиль, и Турция размышляют не на тему наркозависимости от нефти, как несколько лет назад, они говорят о воде – показывают водопроводы и очень эффектные перформансы прямо на Гранд-канале. Другая важная тема для Венецианской биеннале в этом году, как ни странно, проблемы жизни и смерти. Об этом говорит Кристиан Болтански, знаменитый французский художник во французском павильоне, об этом говорят итальянцы. В павильоне Италии они распинают свой кровоточащий сапожок на кресте, сажают бабочек Дэмиена Херста на электрический стул. А ровно напротив меня – павильон Дании, он весь покрыт эффектной византийской фреской, как ни странно, на тему свободы слова. Свобода слова в этом году стала краеугольной темой для Венецианской биеннале ровно после того, как азербайджанский павильон посетил президент Алиев. Он собственной волей приказал закрыть скульптуру Айдан Салаховой, которая изображала женщину в глухом хиджабе, держащую в молитвенном движении руки. Алиев считает, что исламский фундаментализм противоречит имиджу его страны, что это неправильно – показывать такой образ в азербайджанском павильоне. Теперь туда стоят огромные очереди, потому что все хотят увидеть жертву цензуры.