В подмосковной усадьбе Архангельское в эти выходные в восьмой раз пройдет международный фестиваль "Усадьба.Джаз". Совместно с музыкальным праздником активисты планируют устроить пикет, целью которого будет сохранение территории усадьбы от застройки.
Митинги планируется проводить за пределами территории музея. Активисты будут объяснять всю сложность ситуации и собирать подписи под обращением а президенту.
Об акции рассказывает заместитель председателя московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Евгений Соседов.
Писпанен: Чего и от кого будем защищать?
Соседов: Уже не первый год защищаем усадьбу «Архангельское» – не стоит всем объяснять, москвичам, ценность этого памятника – это выдающийся архитектурно-парковый комплекс, один из крупнейших и в России, и в Европе, наверное. А защищать от алчных застройщиков и чиновников, которые передают незаконно земли в границах территории охранной зоны под застройку, не глядя ни на какие запреты.
Писпанен: А что именно собираются строить?
Соседов: Собираются строить катеджи, автозаправки, торговые центры…
Писпанен: То есть, земля уже принадлежит каким-то частным застройщикам?
Соседов: Да, практически вся территория.
Писпанен: А вы хотите, чтобы сейчас у них изъяли эту землю и отдали государству? Или как?
Соседов: В том числе и так. Ну, не то, чтобы изъяли, когда она приватизирована, ее уже сложно изъять, но в основном, она сдана в аренду. И у нас на протяжении нескольких лет шли судебные процессы, и удалось расторгнуть более 5-ти договоров аренды. С чем связано, что мы именно сейчас призываем людей прийти и поддержать нас и поставить свою подпись и как-то распространить информацию об усадьбе? – это связано с тем, что уже прошли 3 суда по расторжению договоров аренды усадебного парка. Это уникальный пейзажный парк 18-19 веков, который окружает театр Гонзага, и этот весь парк был сдан в аренду.
Писпанен: В долгосрочную очень, да?
Соседов: Да, на 49 лет, как лес, не имеющий никакой исторической ценности. И по этому договору аренды…
Писпанен: А он имеет какую-то историческую ценность?
Соседов: Безусловно – это парк, который высаживался в 18-19 веках…
Писпанен: То есть, для того, чтобы сдать его в аренду под застройку, должны были как-то вывести эти ценности?
Соседов: Дело в том, что, когда они сдавали его в аренду, и даже в их арендной документации указано, что эта территория ансамбля усадьбы «Архангельское», что не помешало им включить в договор аренды возможность вести строительство.
Фишман: А вы ведете какой-то диалог с властями? Есть оттуда какая-то реакция?
Соседов: Диалог с властями, к сожалению, приходится вести в суде. Но в последние годы нас активно поддерживала Росохранкультура, которая, к сожалению, опять ликвидируется, и Росимущество. Но 3 последних процесса, к сожалению, проиграны. То есть Арбитражный суд Московской области признал эти договоры аренды правомерными.
Писпанен: То есть, застройка практически неизбежна уже.
Соседов: Нет, мы сейчас уже подали апелляцию, надеемся, что более высокие инстанции удовлетворят наши требования.
Писпанен: И вы сейчас во время фестиваля «Усадьба. Джаз» проводить пикеты и собирать подписи для обращения к президенту.
Соседов: Да, просто хотим донести до людей эту проблему.
Писпанен: А вы надеетесь, что как-то откликнутся и решат эту проблему?
Соседов: Да, конечно. Все знают «Архангельское», все любят его и приезжают и, наверное, никому не захочется увидеть там какие-то строения.
Писпанен: Ну, кроме тех, наверное, кто хочет там жить.
Фишман: А вы вот довольно давно защищаете эту территорию и соответственно общаетесь с людьми на эту тему, как вам кажется, интерес к сохранению наследия, если можно так сказать, растет у людей или нет, в течение последних двух-трех лет?
Соседов: В течение последних двух-трех лет, безусловно, растет. Молодое поколение проявляет большую активность, видим это на примере Москвы, общественных движений, которые в Москве, наверное, самые эффективные и яркие – это общественные движения, связанные с охраной культурного наследия.
Писпанен: Но, тем ни менее, многое не могут спасти. Хорошо, остановили строительство депозитария, но в Козихинском строится.
Соседов: В Козихинском строится, но сейчас вообще говорят о градостроительной революции в Москве, в связи с тем, что приостановлены все разрешения на снос. Это, в том числе, заслуга и общественной позиции.
Фишман: А почему общественная позиция стала меняться? Вы понимаете, почему это происходит?
Соседов: Мне кажется, люди постепенно сознают, что наследие – это часть жизни, часть современной жизни, и что невозможно построить какое-то светлое и прекрасное будущее, стерев все, застроив и уничтожив. Эта часть комфортной среды обитания, условия для гармоничного воспитания личности фактически, уже давно весь мир живет по таким принципам. Надеюсь, что в России, рано или поздно, это тоже будет осознано.