Уже совсем скоро в здание американского посольства на Новинском бульваре переедет Майкл Макфол. Президент США Барак Обама назначил своего главного помощника по России новым послом.
Майкла Макфола называют "архитектором политики перезагрузки" Вашингтона и Москвы. Остановив свой выбор на нем, президент США прервал традицию последних 30 лет, когда из восьми американских послов в Москве, лишь один был непрофессиональным дипломатом.
В Вашингтоне давно ходят слухи, что московское посольство возглавит нынешний второй заместитель госсекретаря США Дэниэл Рассел, так что сообщение New York Times о Майкде Макфоле удивило многих. Так же непонятно зачем прерывать командировку в целом эффективно работающего нынешнего посла Джона Байерли.
Белый дом пока официально не объявил о предстоящем назначении, однако и опровержений информации, опубликованной выданной New York Times не последовало, а западная пресса с сегодняшнего дня старательно пытается дать ответ на вопрос: "почему Макфол?"
Майкл Макфол не карьерный дипломат, а ученый, специалист по России. В последнее время он окончательно закрепил за собой звание одного из самых авторитетных помощников Барака Обамы и стал по-настоящему влиятельной фигурой, сейчас он возглавляет российское направление в Совете по национальной безопасности США. Его назначение — разрыв с традицией, поскольку последние 30 лет один только Роберт Стросс, который отправился в Москву в момент августовского путча 1991 года, не был карьерным дипломатом.
Итак, Who is mister McFaul? Впервые он приехал в Россию в 1983 году при Юрии Андропове. Майклу Макфолу было тогда 22 года.
Эксперты по российско-американским отношения отмечают так называемую "советскую" болезнь Макфола. В своих книгах он постоянно рассматривал Россию как наследника Советского Союза, а путинский период называл не иначе как "возвратом к андроповщине".
Майкл Макфол — фигура противоречивая. С одной стороны он архитектор перезагрузки, которую, к слову, на недавнем саммите в Довиле президент Барак Обама назвал благополучно завершенным удачным проектом. С другой — помощник президента США известен, как один из самых злостных критиков "путинского режима". Майкл Макфол не раз встречался с замглавы администрации Владиславом Сурковым в рамках комиссии Макфол-Сурков, на которой обсуждались наиболее спорные вопросы в отношениях двух стран.
Но и помимо Суркова, в России у господина Макфола немало знакомых. Например, журналист газеты "Коммерсантъ" Олег Кашин.
Кашин: Он ориентируется в нашей политике, то есть чтобы было понятно, когда я сидел в его приемной, открылась дверь – это было в Белом доме, и вместо него из кабинета вышла Евгения Альбац, которая была у него до меня. Он со всеми здесь знаком, и если посмотреть в Facebook-е, у меня с ним, по-моему, 40 общих друзей совершенно разных категорий нашей русской жизни – от журналистов до каких-то прокремлевских и антикремлевских политиков. Поэтому, я думаю, такого посла у нас до сих пор не было, настолько интегрированного в русскую среду, очень интересно, насколько важным фактором в русской политике он будет, потому что, конечно, он им будет. Людей, которые шакалят, как выразился премьер Путин, у посольств, с его появлением будет в Москве гораздо больше, хотя бы потому, что ему с этими людьми интересно.
Последним громким заявлением посла США Джона Байерли, традиционно крайне тактичного, стала жесткая критика пресс-конференции Дмитрия Медведева.
На ней российский президент сказал: "Пусть американцы вздрогнут тогда". Это была реплика в ответ на слова кореспондента "Первого канала" Антона Верницкого о том, что операция по уничтожению Обамы бен Ладена была инсценировкой, а сам террорист умер несколько лет назад. Такое поведение Дмитрия Медведева показалось нынешнему послу США недопустимым. Что будет допустимым для Майкла Макфола — узнаем уже в конце лета, когда Джон Байерли упакует чемоданы и уступит свой кабинет.