Иосифа Бродского, Виктора Цоя, Александра Пушкина и еще порядка двадцати знаменитых, но умерших людей, посмертно приняли в "Единую Россию". Партия власти разместила на улицах Санкт-Петербурга плакаты с их портретами и эмблемой "Единой России" в углу.
Родственники тех, кого без спроса записали в партию, готовят судебные иски. В деталях истории разобрался наш обозреватель Антон Желнов.
Желнов: 25 плакатов с надписью «Мой город – моя судьба» появились на улицах в Петербурге в начале прошлой недели. На каждой из таких афиш великие люди Петербурга, причем, это не только деятели культуры. Среди Пушкина, Блока, Ахматовой, Берггольц, Шестаковича, Менделеева, Бродского, Цоя попадаются спортсмены, например, баскетболист Александр Белов или футболист Юрий Морозов. Автор этого проекта – руководитель отдела пропаганды петербургской ячейки «Единой России» Андрей Таннер. В интервью нашему телеканалу он подтвердил, что данная акция приурочена к Дню города, соответственно плакаты будут висеть на улицах города до 27 мая. По словам Таннера, цель проекта – поздравить петербуржцев от имени «Единой России» и донести до горожан, цитата: «важный смысл». Важный смысл – это слоганы, написанные на плакатах. Например, «Мой город – моя любовь, мое будущее и моя судьба». Первые два заголовка сопровождают городские пейзажи, семьи с детьми. Там, где про город и судьбу – портреты великих петербуржцев, упомянутых выше. На наш вопрос, согласовывала ли «Единая Россия» эту акцию с правопреемниками этих людей, Андрей Таннер так и сказал: «Нет, проект не политический».
Таннер: Поскольку мне в голову не приходило мысли – и сейчас не приходит, на самом деле – что мы рекламируем себя с помощью образов этих людей. Постановка вопроса была простая – мы говорим об этих людях, то, что мы их ценим и то, что они для города важны. Хотелось бы, чтобы об этом лишний раз вспомнили горожане. Некоторые люди почему-то отказывают и в праве возможности «Единой России» любить Бродского. Я вот сейчас беседовал с корреспондентом, который меня на полном серьезе, как мне показалось, спросила – «А вы что, Бродского читаете?».
Желнов: Учитывая, что авторское право действует в течение 50 лет после смерти, советоваться с наследниками Пушкина или Блока действительно не имеет никакого юридического смысла. Но, например, после смерти Шостаковича, Цоя или Бродского 50-ти лет еще не прошло, и авторы проекта обязаны советоваться с правопреемниками, даже если это некоммерческий, как мы слышали, проект. Мы связались сегодня с Фондом Иосифа Бродского и вот что нам сказали.
Гринбаум: От имени фонда Бродского мы хотели бы сказать, что были очень удивлены этому сообщению. Никто с нами ничего подобного не согласовывал. Во-вторых, мы, конечно, хотели бы заявить, что мы не видим никакой связи между Иосифом Бродским и идеями этой политической партии. О том, что мы будем делать, мы еще пока думаем.
Желнов: До сих пор ни одного иска к партии «Единая Россия» подано не было. Например, сегодня портал Open Space приводят цитату дочери Кирилла Лаврова, которого партия также включила в свою поздравительную кампанию: «Больше всего папа не любил скандалы, так что самое неприятное начнется, если я начну скандалить». Но кто-то, видимо, начнет. Сейчас вопрос – кто первый. По нашим данным Фонд Бродского вряд ли останется в стороне, учитывая, как скрупулезно и тщательно он работает с наследственным имуществом поэта - без согласования нельзя публиковать ни одного стихотворения, ни эссе, не говоря уж об использовании имени и изображении. Об этом хорошо знают российские издательства и телеканалы. Кстати, на этой неделе мы узнали о еще одной неоднозначной новости из Петербурга. 17 мая там открылась мемориальная доска Григорию Романову, управлявшему городом с 1970 до 1983 годы. Напомню, Романов был как раз одним из гонителей тех людей, что изображены сегодня на плакатах «Единой России». Но руководитель пропагандистского отдела петербургского отделения партии Андрей Таннер назвал это вполне демократичной процедурой, когда в одном городе могут сочетаться самые разные вещи, поступки и мнения.